|
Самоактуализация или девиацияПохожим образом, как и эгопсихология, рассматривает человека другой выдающийся представитель гуманистического направления – Абрахам Маслоу. Он создал модель здорового человека, как стремящегося к самореализации (максимальному развитию своего творческого потенциала). Поведение человека, по мнению Маслоу, связано с потребностями различного уровня. Пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, потребности более высокого уровня не актуализируются. Иерархия потребностей начинается с витальных (жизненных) потребностей в пище, сне, отдыхе и т.д. Затем следуют потребности в безопасности (уверенность в завтрашнем дне). Когда они удовлетворяются, активизируются социальные потребности (общение), затем — высшие потребности (признание и любовь). Последняя, высшая группа потребностей — это потребности в самоактуализации. Здоровый человек — это человек, раскрывший свой потенциал, человек любящий жизнь, находящийся в согласии с самим собой. Девиантное поведение, согласно этой модели, связано с блокированием потребностей, их искаженной реализацией. Снова в качестве главного тезиса, предполагается, что человек от природы добр и склонен к саморазвитию. Самоактуализация — это, по сути, состояние удовлетворенности собой, равновесия между желаемым и достигнутым. «Нормальный» человек в теории Маслоу вполне соответствует тому описанию уравновешенной личности, которое давалось раньше. Однако, давайте попробуем взглянуть на проблему непредвзято. «Какую, собственно проблему?» — спросите Вы — «В чем проблема-то? Все идеи гуманистической психологии вполне логичны!» Да, но все дело в том, насколько данная модель соответствует человеческой реальности. Действительно ли человек рожден для счастья и душевного комфорта? Действительно ли тревога и сомнения — это признак неблагополучия? Должен ли нормальный человек принимать себя таким, какой он есть (без излишней драматизации)? Гуманистическая модель на все эти вопросы отвечает утвердительно. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что это не научная, а философско-антропологическая концепция. Это созданный философией образ гедонистически ориентированного существа, стремящегося к удовлетворенности и утверждающего свою самость (эгоизм). Впервые наиболее полно такой взгляд на человека представил древнегреческий философ Эпикур, учивший, что счастье — это отсутствие страданий и атараксия (спокойная удовлетворенность). Собственно это и повторяют сторонники гуманистической психологии, утверждая, что человек должен быть доволен своей жизнью. «А разве не так?» — спросите Вы. Однозначно ответить тяжело, но усомниться в правильности этого взгляда можно. Ведь в реальности большинству людей присущи и тревога, и чувство вины, и желание жертвовать собой ради идеалов (что часто удовольствия не приносит). Можно ли спокойно принимать несправедливость, собственную порочность и другие неприятные вещи? Они существуют и от них никуда не денешься. Гуманистическая психология игнорирует нормальность страдания. Возможно, это не очень приятная мысль, но и здравый смысл и вся история человечества подсказывают нам, что человек обречен не только радоваться, но и страдать всю свою жизнь. Для нас естественно быть счастливыми, смеяться и любить себя и окружающих. Но точно так же, «естественно», нам свойственно страдать и плакать, ненавидеть себя и окружающих. Человек от природы добр и стремится к удовольствию, но точно так же он зол (вспомнить число погибших в различных войнах) и готов терпеть крайние лишения во имя своих идеалов. Гуманистическая психология смешивает научные критерии объективности и свой философский базис в познании человека. Мы не преследуем цели доказать, что эти взгляды неверны и, что человек не должен быть счастливым. Просто нужно понимать, что эти представления не так уж и «естественны». Что такое счастье? В интерпретации гуманистов — это внутренний комфорт, согласие с собой, атараксия. В то же время, некоторые мыслители и философы совсем не считали состояние «счастья» и комфорта «естественными». В качестве подтверждения сошлемся на слова классиков: «Когда мы принимаем человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже. Требуя от человека быть тем, кем он может стать, мы помогаем ему стать таковым» (Гетте) и «Человек, который знает зачем ему жить, может выдержать почти любое как» (Ницше). Эти слова говорят скорее о напряжении, дискомфорте и стремлении к смыслу. Счастье здесь не является центральной категорией. Это другая философская позиция и взгляд на человека с этой точки зрения лучше всего развит в рамках логотерапии, разработанной Франклом. Далее о нем и поговорим … |
|
|||
|